?

Log in

Previous Entry | Next Entry

IMG_3467Через Псков велась оживленная торговля России с Западной Европой, поэтому сюда съезжались ливонские, голландские, датские, литовские, шведские, ганзейские купцы. В Псковской таможенной грамоте 1550 года указывается: «Приедут во Псков псковитин и изо всех городов Московского государства и всякой иноземец…»

Кстати, на самом псковском торге не встречалось ни одного иноземца, им строжайше запрещалось появляться как на торгу, так и вообще в укрепленной части города, а смертная казнь неминуемо поджидала всякого иноземца, осмелившегося проникнуть в святая святых Пскова - Кремль. Псковичи, периодически с оружием в руках вставали на пути воинственных западных соседей, а также свято берегли от вражеского глаза свои военные укрепления и секреты, беспокоились и за экономическую безопасность, чтобы не позволить иноземцам захватить рынок или повлиять на цены.

Поэтому иностранные купцы, в основном из Риги и Дерпта, жили в Пскове на Немецком дворе, специально для них построенном за пределами городских укреплений на Завеличье, возле Ивановского монастыря. Немецкий двор был построен после окончания Ливонской войны в 1580-х годах, а прежде подворье на «немецком берегу» располагалось за рекой Псковой. Переговоры же псковичей с зарубежными купцами велись на мосту через Великую, где им было дозволено только прогуливаться.

Иноземные купцы везли в Псков сукно, полотна, драгоценные камни, золото, серебро, медь, олово, свинец, пергамент, вина, пряности. Из импортных товаров псковичей особо интересовала соль. Дело в том, что значение соли в средние века определялось не только тем, что она была продуктом питания и шла на засолку. Соль была одним из видов сырья для кожевенного промысла. Одно время, в 1364 году, псковичи сами попытались наладить добычу соли в селении Рух на Псковском озере, но потерпели неудачу: «Поставиша две варницы на Рухе и начаша соли варити; и то не сбыся и повергоша». Тогда взоры псковичей обратились в Ливонию, с которой не только постоянно враждовали, но и умудрялись вести довольно налаженную торговлю.5

Основной продукт экспорта Пскова - мед, воск, кожи, щетина, сало, рыба, пенька, топленое сало и, конечно же, лен - гордость торгового Пскова.

Особо стоит остановиться на экспорте воска. На всем протяжении средневековой истории воск являлся одной из основных доходных статей псковского экспорта. Дело в том, что в быту средневекового человека воск занимал, пожалуй, то же место, что в нашей жизни электричество. Главное, что из воска изготавливались свечи – как для освещения жилых помещений, так и для богослужений в храмах. Кроме того, у католического населения запада было принято лепить из воска изображения больных частей тела. Так что воск продолжал оставаться важнейшим товаром вплоть до начала XX века.

Правила торговли регулировались прежде всего «стариной», то есть принятыми в качестве нормы сложившимися традициями. Одним из таких обычаев было право ганзейских купцов «колупать» воск – откалывать от вощаного круга куски для проверки его качества, причем отколотые куски в счет веса купленного воска не шли. Величина кусков воска, которые разрешалось «колупать», точно не была определена и зависела опять-таки от старины и произвола купцов.6

v15
Торговля медом и хлебом. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века.




Псковские купцы торговали как с другими областями России, так и с зарубежьем. Свои гостиные дворы псковское купечество имело в Великом Новгороде, Смоленске, Казани и в других городах. В Новгороде, например, псковский гостиный двор состоял из избы с четырьмя горницами на подклетях и 41 амбара. Крупные псковские купцы заключали сделки и за границей, в ливонских и ганзейских городах, и в самом Пскове с приезжавшими в город иностранными купцами.

В ливонских городах не было русских купеческих подворий, и там своеобразными экономическими и торговыми центрами для русского купечества стали православные церкви. Так, в Дерпте две православные русские церкви – святого Николая и Святого Георгия принадлежали псковским и новгородским купцам. При храмах имелись помещения, где жили священнослужители и хранились товары. Здесь же устраивались собрания и отмечались православные праздники. А так как дома вблизи этих церквей также арендовались русскими купцами для своих торговых целей, то это район Дерпта стал именоваться Русским концом – по аналогии с концами (районами) Пскова и Новгорода.7

Как позволяют судить данные «сказок» и жалоб псковских торговцев, условия торговли для них на западе были далеко не сахар. Сохранившиеся документы во множестве фиксировали неблагоприятную атмосферу, в которую попадали за границей русские купцы: их старались обобрать в таможне, ограничить местом торговли, кругом покупателей. Иноземные администрации всячески «корыстовалась» (то есть облагала наших купцов взятками и поборами) и притесняла их.8 Это к вопросу о нравах, которые, как видим, и в западном мире были с большой червоточиной.

Но вернемся к псковскому торгу. Для взвешивания товара на торгу было устроено особое помещение - важня. Здесь находились весы различных размеров: терези, контари, безмены. На псковской важне вместо гирь употреблялись каменные и железные колокола весом в несколько пудов и маленькие разновесы - колокольчики и гривенки - всего на 34 московских пуда.

Надо отметить, что число торговых пошлин на псковском торге в XVI веке было довольно велико и все они поступали в одно место – в Большую таможню. Прибывая на торг, купец платил тамгу, мыт (при проезде через внутренние таможенные заставы), явку головщику. Покидая торг, платили новую пошлину - задние калачи. С речных судов, прибывавших на берега Великой и Псковы, бралась судовая пошлина в зависимости от размеров судна, с конного воза - повозная пошлина. За взвешивание товара платили весчую пошлину, за отмеривание - отмерную. За погрузку и разгрузку товаров бралась подымная и свальная пошлина, при продаже скота - пятно и роговое. За проживание на гостином дворе купцы платили особые пошлины - гостиное, амбарное и т.п., специальная пошлина взималась за перевозы и переправы. Кроме того, многочисленные поборы шли в пользу администрации торга.

Впрочем, все это, видимо, с лихвой окупалось выгодной торговлей. О чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся данные по таможенному обороту. При Иване Грозном общая сумма таможенных пошлин по всему государству составила 60,5 тысяч рублей. Из них Москва собрала 12 тысяч рублей, Псков – 12 тысяч рублей. Пошлины, собранные в Великом Новгороде, были в два раза меньше – 6 тысяч рублей, Смоленск отчитался на 4 тысячи рублей.

В центре городского торга стояла и таможенная изба, где хранились уставные и таможенные грамоты, таможенные деньги. Это было внушительное помещение с девятью стекольчатыми окнами и дощатыми сенями. В избе хранилось 25 коробей "з государевыми с таможенными книгами, да ларчик окован с книгами ж, да сундук большой окован, где кладут государеву казну, а у него два замка висучих".

По подсчетам историков, в XVI веке в Пскове из 30 тысяч жителей непосредственно торговым делом занимались примерно полторы тысячи семей. Наиболее торговым считался Петровский конец (район города), где 67 процентов населения так или иначе были связаны с торговлей. На Запсковье к торговле были причастны 65,4 процента жителей.

По большому счету, наверное, не было такой категории населения Пскова, которая так или иначе не была связана с торговлей. Например, 108 представителей духовенства являлись владельцами лавок на псковском торгу. Сам игумен Псково-Печерского монастыря и протопоп Троицкого собора имели по 11 лавок, рыбные ловли и т.д. Имели свои лавки и занимались торговлей и служилые люди Пскова – стрельцы, пушкари, воротники. В целом же, по данным оброчных книг, основная масса лавочных помещений в Пскове принадлежала посадским людям (85 процентов), 9 процентов оброчных лавок принадлежало духовенству и 6 процентов – служилым людям. Дворяне и крестьяне, жившие в городе, по-видимому, лавками совсем не владели. 9

Надо отметить, что хотя жители Пскова еще продолжали заниматься земледелием, но в целом население уже не производило ни хлеба, ни других продуктов питания в количестве достаточном для удовлетворения своих потребностей. Основная масса псковичей покупала продукты питания на рынке.

Если говорить о специализации районов города, то Запсковье, Полонище и Петровский посад (ныне Плехановский посад) выделялись как главные ремесленные районы средневекового Пскова. На Запсковье селились кузнецы, ладейщики, судоплаты, учанники («учан» - большая лодка), рыбники (так называли рыболовов, продававших рыбу). Полонище (район, расположенный примерно в границах между современными улицами Пушкина и Свердлова) облюбовали кузнецы, отсюда пошло и название одной из улиц города – Кузнецкой. Кстати, Кузнецкая улица упоминается в летописи еще в 1466 году: «Погорело Полонище, а загорелось от кузницы в Кузнецкой улице». Селились ремесленники и в Застенье (Середний город: от современной улицы Пушкина до Кремля), о чем свидетельствуют археологические находки следов сапожного, литейного и других производств.10

Целые кварталы города назывались «Кожевники» (один такой квартал располагался на Островке против Гремячей башни), «Кузнецы», «Солодовники» (Петровский посад и Петровская улица), «Учанники». Да и сама река Пскова прямо-таки была средоточием тогдашней промышленной жизни: на ней были расположены многочисленные мельницы, бани, приносившие огромный доход, варницы, трепальни.

Космы с Гр. горы

Церковь Космы и Дамиана с Гремячей горы. Здесь, за рекой Псковой селились кузнецы.


Примечателен и сам характер псковских купцов того времени, явно выделявшихся среди своих торговых собратьев. Посол императора Священной Римской империи Максимилиана Сигизмунд Герберштейн отмечал «более общительные и даже утонченные обычаи псковитян… Именно псковитяне при всяких сделках отличались такой честностью, искренностью и простодушием, что не прибегали ни к какому многословию для обмана покупателя, а одним только словом, указывали на самую вещь…»11

Жаль, что о большинстве нынешних псковских торговцев такого не скажешь!

Примечания

1 Морозкина Е.Н Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову. Псков, 1994. С.37.

2 Псковские летописи. Вып. 2. М., Л., 1955. С. 258.

3 Чистякова Е.В. Псковский торг в середине XVII века. // "Исторические записки", 1950, т.34. С.204.

4 Псковские летописи. Вып. 2. С.38-39.

5 Аракчеев В. «Псков и Ганза: страницы истории» // «Псковская правда», 13.10.1998.

6 Там же.

7 Там же.

8 Чистякова Е.В. Указ. соч. С. 223-224.

9 Там же, с. 204.

10 Псков. Очерки истории. Л., 1990. С. 42.

11 Герберштейн С. Записки о московских делах. В кн.: Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С.106.

Степанов Ю.В. Господин Великий Псков". Псков, 2008